ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 46"
Неталантливых детей не бывает!
г. Нижний Новгород ул.Б.Корнилова, д.10
(831) 4681233, (831) 4680901
s46_nn@mail.52gov.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 46"

Неталантливых детей не бывает!
МЕНЮ

photo 2023 04 20 15 01 28

ПРОГРАММА «РАДУГА»

 

ЛЕТНЕГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

(на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения

с углубленным изучением отдельных предметов

«Школа № 44»)

 программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

29.05.2023 -18.06.2023 г.

 

 

 

 

Руководитель программы:

 

начальник лагеря

 

Кокшина Елена Владимировна

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка

 

4

 

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

1.1. Цель и задачи воспитания

 

5

 

6

 

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

 

6

 

1.3. Основные направления воспитания

 

8

 

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

 

9

 

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

10

 

2.1. Модуль «Будущее России»

 

10

 

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

 

10

 

2.3. Модуль «Отрядная работа»

 

11

 

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

 

12

 

2.5. Модуль «Самоуправление»

 

12

 

2.6. Модуль «Дополнительное образование»

 

13

 

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»

 

14

 

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

 

14

 

2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»

 

15

 

2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

 

15

 

2.11. Модуль «Работа с родителями»

 

15

 

2.12. Модуль «Экскурсии и походы»

 

16

 

2.13. Модуль «Профориентация»

 

16

 

2.14. Модуль «Детское медиа-пространство»

 

17

 

2.15. Модуль «Цифровая среда воспитания»

 

17

 

2.16. Модуль «Социальное партнерство»

 

18

 

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

 

18

 

18

3.2 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

20

Приложения

22

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

С 29 мая 2023 г. по 18 июня 2023 г. для обучающихся МАОУ «Школы №46» Советского района организуется смена в лагере дневного пребывания на базе МАОУ «Школы №44» Советского района Нижнего Новгорода. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана программа «Радуга». Рабочая программа воспитания Муниципального Автономного общеобразовательного учреждения «Школа №46» разработана на основе примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в   соответствии   с   нормативно-правовыми документами:

-          Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

-     Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).

-     Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-        Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

-       Федеральным законом от 24.07.1998 3° 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-      Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

-          Приказы № 286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФУОС основного общего образования от 31 мая 2021 года.

-    Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N. 996-p).

 

 

-     Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

-    Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 3° 122-p).

- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).

-        Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

Примерная программа воспитания летнего пришкольного лагеря «Дружба» (далее - Программа) является методическим документом, определяет комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в летнем пришкольном лагере с дневным прибыванием детей «Дружба», разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического

направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе

духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

 

 

Ценность      знания       лежит      в    основе      познавательного         направления

воспитания.

Ценность       здоровья       лежит      в     основе      направления        физического

воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности      культуры       и    красоты      лежат     в    основе эстетического направления воспитания.

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

  

 

 

 

 

  

   Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

 

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в лагере дневного пребывания определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и   культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1.      Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам

Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности;

-           усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

-           формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

-           приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

 

1.2.      Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

-           принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

-           принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

-           принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

-           принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

-           принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-           принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-           принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно- нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

-           детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.

-           детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Воспитатель».

 

 

1.3. Основные направления воспитания

 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

-       гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

-    воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

-   духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

-      эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

-      экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

-     физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

 

 

1.4              Основные традиции и уникальность воспитательной

деятельности

 

Основные традиции воспитания в лагере «Дружба» являются: - совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;

- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;

- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;

- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;

- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;

- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.  

   Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

   Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

   Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.

   Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  

   Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности лагеря «Дружба». Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно с учётом направлений Воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания. В течение смены ведётся мониторинг успешности деятельности каждого отряда, традиционно организуется соревнование между отрядами (успешность тех или иных конкурсных и фестивальных мероприятий, спортивных и творческих смотров и т.п.).

 

2.1 Модуль «Будущее России»

  

   Направлен на формирование сопричастности к истории, географии

Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

 

Деятельность реализуется по 6 направлениям:

-        Организационное

-        Духовно – нравственное

-        Патриотическое

-        Экологическое

-        Трудовое

-        Спортивно-оздоровительное

Дни единых действий:

           1 июня международный день защиты детей

           5 июня Всемирный день охраны окружающей среды

           6 июня день русского языка и Пушкинской поэзии

12 июня день России

22 июня - День памяти и скорби.

 

ü  Конкурс патриотической песни.

  • Конкурс рисунков на асфальте «Россия – Родина моя»
  • Экскурсия в Нижегородский Кремль
  • Беседа «Символика Российской Федерации»
  • Дискуссия «Природа моего края»
  • Конкурс рисунков «Мой любимый город»

 

 

2.2 Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

  

   Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия

детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

   Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий

детского лагеря предусматривает:

- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);

- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий

согласно перечню основных государственных и народных праздников,

памятных дат;

- Торжественная церемония подъема Государственного флага

Российской Федерации;

- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.

 

2.3 Модуль «Отрядная работа»        

   Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми

вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

   Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной

работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

ü  Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 18 рабочих дней.

ü  Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.

ü  Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.

ü  Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.

ü  Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

   Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного

детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития

лагерной смены.

   Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

- планирование и проведение отрядной деятельности;

- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им

возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;

- организацию интересных и полезных для личностного развития

ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными

потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и

укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,

задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,

исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;

- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)

через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития

межличностных отношений;

- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по

выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и

поведению, санитарно-гигиенических требований;

- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они

будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза,

эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому

конкретному коллективу;

- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,

выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;

- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,

мероприятия, анализ смены, результатов;

- поддержка детских инициатив и детского самоуправления.

сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;

– анализ дня, , тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

 

2.4 Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)

   КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

В деятельности лагеря «Дружба» используется особый тип

формы воспитательной работы - КТД, который направлен на создание нового

продукта (творческого продукта). КТД могут быть отрядными и общелагерными.

 

 

2.5 Модуль «Самоуправление»

 

   Реализация воспитательного потенциала детского самоуправления в

лагере «Дружба» направлена на формирование детско-взрослой

общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации

совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и

направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и

ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества,

поддержку творческой самореализации детей.

   Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в

организационный период. Особые полномочия получают выбранные в отрядах командиры, капитаны спортивных команд, дежурные по чистоте.

Органы самоуправления в лагере

   Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

   В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами на одну смену, и взрослые.

Цели и задачи актива

   Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

-создание в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

-содействия в создании благоприятного психологического климата.

Организация деятельности актива

   Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления. Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют Совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.

В качестве равноправных членов актива входят взрослые:

   -в Совет лагеря – начальник лагеря;

   -в Совет отрядов – воспитатели, вожатые.

Права и обязанности

Каждый член актива имеет право:

-на участие и обсуждение всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

-на защиту своих интересов и прав.

Каждый член актива обязан:

-ответственно исполнять порученное дело;

-соблюдать законы общения и культуру поведения.

Совет отряда:

1. Командир отряда.

2. Ответственные за культурно-массовую работу.

3. Ответственные за санитарное состояние.

4. Физорг.

5. Редколлегия.

 

2.6 Модуль «Дополнительное образование»

 

   Дополнительное образование детей в лагере «Дружба» является одним из

основных видов деятельности и реализуется через:

деятельность творческих мастерских, кружковую работу спортивной

направленности, работу изостудии.

   В рамках четырёх направленностей: художественная; техническая;

туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная, реализация воспитательного потенциала дополнительного образования

предполагает:

- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,

отличной от учебной деятельности, форме;

- развитие и реализация познавательного интереса;

- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,

которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести

социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного

развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.

 

2.7 Модуль «Здоровый образ жизни»

 

   Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере «Дружба» является сохранение и укрепление здоровья детей, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющие избежать травм и других повреждений.

Поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • утренняя гимнастика;
  • принятие солнечных и воздушных ванн ;
  • организация пешеходных экскурсий;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • соревнования по лёгкой атлетике;

                - Спортивные эстафеты;

                 - Подвижные спортивные игры.

 

2.8 Модуль Организация предметно-эстетической среды»

 

   Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды

предусматривает:

- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свою

фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения

жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и

воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая

активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь

отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.

- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий

(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и

т.п.);

- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой

лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы

костюма и т.п.);

- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл

первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме

новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-

нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;

- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,

фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

 

2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»

 

   В лагере «Дружба» осуществляется профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной

среды :

   - Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;

- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ;

- Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора;

- Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

 

2.10 Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

 

   Организовано знакомство педагогов лагеря «Дружба» с основными

документами, регламентирующими отдых и оздоровление детей, с

должностными обязанностями, нормами охраны труда в лагере дневного

пребывания.

   Организационные вопросы с работниками лагеря обсуждаются перед открытием смены.

   14.10-14.40 (ежедневно) – совещание воспитателей, где подводятся итоги дня, проходит подготовка к следующему дню.

   В течение смены – работа с вожатыми.

 

2.11 Модуль «Работа с родителями»

  

   Работа с родителями или законными представителями в летнем лагере «Дружба» включает в себя:

ü  встреча с начальником лагеря, воспитателями;

ü  индивидуальные беседы с социальным педагогом;

ü  прием заявлений от родителей на отдых и оздоровление обучающихся в школьном лагере;

ü  заключение договора с родителями об организации отдыха и оздоровления ребёнка;

ü  работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

ü  индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;

ü  участие в подготовке различных мероприятий.

 

2.12 Модуль «Экскурсии и походы»

 

   Для воспитанников лагеря «Дружба» организуются экскурсии, помогающие расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. Мы активно используем культурную инфраструктуру г. Нижнего Новгорода, делаем акцент на формирование различных знаний о родном крае.

 

2.13 Модуль «Профориентация»

 

   Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

 

 

2.14 Модуль «Детское медиа-пространство»

 

   Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;

- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;

- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы.  

 

 

2.15 Модуль «Цифровая среда воспитания»

 

   Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости

очных воспитательных мероприятий для детей.

   Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации

воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий,

электронных информационных ресурсов, цифрового контента и

технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно

актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

   Цифровая среда воспитания предполагает следующее:

ü  формирование культуры информационной безопасности,

информационной грамотности, противодействие распространению идеологии

терроризма.

ü  освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в

социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.

 

2.16 Модуль «Социальное партнерство»

 

   Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

   Реализация воспитательного потенциала социального партнерства

предусматривает проведение отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (экскурсии, выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.).

 

 

РАЗДЕЛ III.

Организация воспитательной деятельности

 

3.1 Особенности организации воспитательной деятельности

 

   Лагерь «Дружба» организуется на базе на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов «Школа № 44».

   Воспитательный потенциал нашего лагеря основан на:

ü  добровольности в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активности и самостоятельности каждого ребёнка в выборе содержания и результативности деятельности;

ü  творческом характере деятельности;

ü  типе лагеря: комплексный;

ü  отсутствии обязательной оценки результативности деятельности ребёнка.

Лагерь «Дружба» создаёт особую среду проживания событий в условиях временного детского объединения, работает в режиме пятидневной рабочей недели.

 

 

Режим работы лагеря

8-00ч – 8-30ч – прием детей

8-30 ч- 8-50ч – зарядка

8-50ч - 9-10ч - линейка

9-10ч – 9-40ч – завтрак

9-40ч – 11-00ч – отрядное время, кружковая работа, выходы

11-00ч – 12-00ч – прогулка, игры на свежем воздухе, спортивный час

12-00ч – 13-30 ч - обед

13-30ч – 14-00 ч– общелагерные мероприятия

14-00 ч – уход домой

Основные характеристики уклада детского лагеря :

ü  Детский лагерь дневного пребывания «Дружба» создан на базе МАОУ «Школы №44»

ü  История школьного лагеря имеет солидный опыт. Эффективная работа лагеря обеспечивается благодаря педагогическому мастерству как более опытных учителей, так и молодых специалистов. За многие годы существования школьного лагеря «Дружба» сложились замечательные традиции, такие как - торжественное открытие и закрытие школьного лагеря, празднование Дня именинника, праздничные мероприятия к памятным датам.

ü  Школьный лагерь «Дружба» относится к категории лагеря с дневным пребыванием детей.

ü  Программа лагеря дневного пребывания «Радуга» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного отдыха. Но, первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды деятельности, является гражданско-патриотическое. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к историческому прошлому, к родной культуре, к собственному народу и народам России.

   По продолжительности программа является краткосрочной, то есть

реализуется в течение лагерной смены.

Возраст учащихся от 7 до 14 лет.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в

разновозрастных отрядах по 25 человек.

   Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник лагеря, воспитатели (преподаватели школы), специалисты.

Кадровый состав лагеря «Дружба»:

- начальник лагеря дневного пребывания;

- воспитатели;

- вожатые;

- педагоги дополнительного образования;

- медицинский персонал;

- обслуживающий персонал.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит

администрация МАОУ «Школы№46». Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и

эффективность.

   Педагоги организуют воспитательную работу и образовательную

деятельность; организуют мероприятия, акции, праздники; отвечают за

жизнь и безопасность ее участников.

   Обязанности персонала нашего лагеря определяются начальником

лагеря.

   Начальник лагеря и воспитатели, организаторы мероприятий

отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение

мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время

участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

   Для организации работы по реализации программы смены:

- проводятся ежедневные планерки воспитателей;

- составляются планы работы в отрядах, где отражаются и

анализируются события и проблемы дня;

- оказывается методическая и консультативная помощь

педагогам и родителям;

- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни

здоровья; мероприятия по профилактике детского травматизма.

Ресурсное обеспечение программы

   Для реализации данной программы в лагере «Дружба» имеется необходимое материально – техническое обеспечение:

- площадки для проведения различных мероприятий;

- материалы для оформления и творчества детей;

- канцелярские принадлежности;

- аудиоматериалы и видеотехника;

- призы и награды для стимулирования и др.

 

3.2 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

   Основным методом анализа деятельности лагеря «Дружба» является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы.

   Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ, являются:

ü  принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

ü  принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение качественных показателей – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми.

   Основные направления анализа воспитательного процесса: состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

   Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.

   Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

- социологические: опрос участников образовательных отношений,

экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;

- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое

наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод

самооценки.

   Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа. Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.

   Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной

работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит

работать педагогическому коллективу.

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1

 

 

 

Режим работы лагеря

8-00ч – 8-30ч – прием детей

8-30 ч- 8-50ч – зарядка

8-50ч - 9-10ч - линейка

9-10ч – 9-40ч – завтрак

9-40ч – 11-00ч – отрядное время, кружковая работа, выходы

11-00ч – 12-00ч – прогулка, игры на свежем воздухе, спортивный час

12-00ч – 13-30 ч - обед

13-30ч – 14-00 ч– общелагерные мероприятия

14-00 ч – уход домой

 

Приложение 2

 

УСТАВ ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

 

Педагоги обязаны:

1. Иметь свой план работы и следовать ему.

2.  Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.

3. Жить и творить вместе с членами отряда.

4.Предоставить каждому ребёнку свободу выбора.

5. Уметь понимать себя и других.

6.Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.

7.Быть искренними.

8.Помочь каждому ребёнку, если ему трудно.

9. Верить в свой отряд.

 Педагог имеет право:

1.Быть не руководителем, а товарищем.

2.Помогать членам отряда в реализации их идей.

3.Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом, и личным примером.

4.Чаще вспоминать, каким он был в детском возрасте

 Дети обязаны:

 

1. Неукоснительно соблюдать режим и правила лагеря «Дружба».

2.  Бережно относиться к имуществу лагеря.

 3Принимать активное участие во всех мероприятиях.

 4.Найти себе занятие по душе.

5. Быть полезным для других.

 6. Верить в себя и в свои силы.

7. Реализовывать все свои способности и таланты.

 8. Не скучать!

 

Дети имеют право:

1.  Иметь свою точку зрения и уметь отстоять её.

 

2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.

 

3.  Иметь время для занятий по интересам.

 

4.  Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

5. Фантазировать, изобретать, творить.

Приложение 3

 

ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

 

Закон хозяина.

 

«Дружба» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

 

 

Закон точности.

 

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

 

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

 

 

 

Закон поднятых рук.

 

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

 

 

 

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

 

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся

 

спросить совета.

 

 

 

Верь в себя и свои силы.

 

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и

 

способности.

 

  

 

 

 

Приложение 4

 

АНКЕТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

 

1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?

 

2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?

 

3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?

 

4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?

 

5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?

 

6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?

 

7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?

 

8. Что ты рассказываешь дома о лагере?

 

9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).

 

10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?

 

11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

 

12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?

 

13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины)?

 

Приложение 5

 

КАЛЕНДАРНЫЙ

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ «ДРУЖБА»

 

Дата

Мероприятия

29.05

«Привет, Лето»

 

Утренняя зарядка

Знакомство с лагерем

Знакомство с правилами и законами лагеря Дружба

Шоу - программа «Открытие лагеря»

Инструктаж ПДД «Безопасное лето»

«Безопасный путь в лагерь и из лагеря»

Инструктаж воспитанников по ТБ

Дискотека

30.06

«Все только начинается»

«День Выборов»

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД «Безопасный велосипед»

Выбор актива отряда.

Выборы президента лагеря (пиар-компания)
Подготовка визитки отрядов

Дискотека «Цвет настроения синий»

31.06

«Играй, веселись , твори… »

 

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД «Безопасный самокат»

Беседа в отрядах по ПДД «Шагай смелей вперед»

Поход в ДДТ

Поход в кино

1.06

День защиты детей

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Беседа по профилактическая непроизводственного травматизма на ЖД.

Игра по станциям

Творческие кружки совместно с ДДТ.

Веселые старты посвященные дню защиты детей.

Конкурс рисунков ко «Дню защиты детей»

2.06

«День мыльных пузырей»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Инструктаж по противопожарной безопасности: « Не играй с огнём»

Представление визиток отрядов.

Концертная программа «Наши таланты»

Шоу мыльных пузырей

5.06

«Мы потомки великих»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Викторина «Сказки Пушкина»

Конкурс стихотворений ко дню рождения А.С.Пушкина

Представление кукольного театра.

Музыкальный час.

6. 06

«День музея»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Беседа ПДД.

Экскурсия в музей Радио

Игра «Зоопарк»

Веселый час с песнями, танцами.

7.06

«Кино, Кино..»

Утренняя зарядка

Викторина ПДД

Поход в кино

Поход в ДДТ

Игра «12 записок»

Игры на свежем воздухе

8.06

«День храбрости»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Экскурсия в учебный центр МЧС

Зарница

Творческие кружки совместно с ДДТ.

Шоу-интуиция

9.06

«Мы патриоты»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Квест «Поговорим о великих…» (Беседа приуроченная к началу ВОВ)

Праздничный концерт «День России» . Битва хоров патриотической песни.

Выход и возложение цветов к памятнику К.К. Рокоссовскому

13.06

«Бизнес- это не игра»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Викторина «Пожарная безопасность»

Бизнес –игра

Экскурсия в музей трамвая

Операция «Зеленая пятка»

14.06

«День танцев»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Танцевальная палитра «Танцуют все»

Крио-шоу

Кружки по интересам

Игры на свежем воздухе

15.06

«Международный день друзей»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Битва хоров «Песня о дружбе»

Конкурс веселых шаржей «Мой друг»

Планетарий

Игры на свежем воздухе

16.06

Операция

«Здесь нас не было»

 

Утренняя зарядка

Инструктаж ПДД

Торжественная линейка, посвященная закрытию лагеря. Вручение грамот

Конкурс «Мисс лагерь»

Праздничный концерт

Дискотека

 

© 2024. Все права защищены.